Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на перемены, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций затрагивают основы профессиональной подготовки населения. В этой связи предприятия вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессионального обучения, которое становится стратегическим фактором, обеспечивающим требуемые структурные изменения.
Активное становление социального партнерства в сфере профессионального образования в странах Евросоюза происходило в контексте развития социального диалога начиная с середины 50-гг. К началу 90- гг. в странах Западной Европы сложились основные организационные модели.
Процесс формирования и развития социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения (ПОО) проходит на фоне переосмысления роли государства в организации и управлении профессиональным образованием в условиях ускоренного развития рынка труда. В свою очередь, качественные изменения на рынке труда вызваны прогрессом технологий, ростом потребности в новых умениях и квалификациях и необходимостью поддержания конкурентоспособности как экономики в целом, так и отдельных отраслей и предприятий.
Как известно, европейский социальный иалог был инициирован в Валь Дюшессе президентом Европейской комиссии Жаком Делором. Участниками этого диалога в странах Европейского союза являются: Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы (UNICE); Европейский центр предприятий с участием государства и предприятий общего экономического интереса (СЕЕР); Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC); Европейская ассоциация ремесленных, малых и средних предприятий. В сфере образования и профессионального обучения были выделены четыре основных направления. Непрерывное обучение начальное и дальнейшее обучение. Профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения. Профессиональные квалификации, включая прогнозирование и анализ спроса, взаимное признание квалификаций и их «прозрачность Ресурсы и финансирование.
В рамках этих направлений в сферу интересов социальных партнеров входят следующие вопросы: содержание профессионального образования и повышение качества учебных планов и программ; формирование единого европейского пространства для дистанционного обучения; определение условий и целей разработки квалификаций и базовых профессиональных умений; осуществление профессиональной ориентации (выявление связей между основным образованием и профессиональным обучением), содействие трудоустройству молодежи; продолжительность обязательного обучения; подготовка преподавательского состава; организация и осуществление производственного обучения; обеспечение занятости, в том числе и прежде всего среди молодежи (эта проблема находится на пересечении сфер начального профессионального обучения, профессиональной ориентации, освоения профессиональных квалификаций и продолженного обучения; она приобрела особое значение в связи с возрастанием безработицы среди молодежи и растущим спросом со стороны предприятий на квалифицированную рабочую силу); организация и функционирование системы «дальнейшего обучения и его доступность; обеспечение законодательного закрепления всех вышеперечисленных вопросов.