Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских кадров организуется в целях повышения качества медицинской помощи населению. При этом решаются следующие задачи: компенсация недостатков полученного образования; поддержание квалификации специалиста на современном уровне; подготовка врача к аттестации; планомерное повышение компетентности медицинского персонала; своевременная подготовка новых специалистов в соответствии с требованиями здравоохранения; внедрение новейших достижений медицинской науки в повседневную практику; адаптация медицинского персонала к изменениям и переменам в области медицинских знаний, условий работы, законодательной базы и т.д.; обмен опытом и др.
В России вопросы подготовки медицинских специалистов в системе послевузовского профессионального и дополнительного образования неразрывно связаны с вопросом допуска к профессиональной деятельности. Существующая система подготовки и повышения квалификации врачей представляет собой государственную систему, призванную обеспечивать кадровую политику здравоохранения страны.
Исторически сложилось так, что НПО медицинских кадров проходит прежде всего в рамках формального образования на базе общероссийской системы специальных образовательных учреждений — медицинских академий последипломного образования, институтов усовершенствования врачей и факультетов усовершенствования врачей. Первый в мире Клинический институт для усовершенствования врачей был открыт в России в Петербурге в 1885 г. В настоящее время в стране функционируют 4 медицинские академии последипломного образования, 3 института усовершенствования врачей и 52 факультета усовершенствования врачей при медицинских (фармацевтических) вузах, которые ежегодно проводят обучение 150 000 врачей и провизоров. Кроме того, повышение квалификации организуется в научно-исследовательских институтах, крупных медицинских центрах, на базе успешных лечебно-профилактических учреждений.
Совершенствование учебного процесса в системе повышения квалификации врачей на протяжении многих лет шло в следующих направлениях, сформулированных еще в 80-х гг. прошлого столетия:
— дальнейшая индивидуализация структуры занятий, строго определяемая целями обучения;
— сокращение объема лекций за счет активных методов обучения;
— резкое увеличение объемов изданий учебных материалов;
— широкое распространение проблемного и проблемно-целевого обучения на всех циклах клинического, санитарно-гигиенического, теоретического и организационного профилей;
— создание банков учебных задач, разработка алгоритмов решения задач, «деловых игр », «клинических игр »;
— применение интегрированного обучения с использованием не только интеграции содержания обучения, но и комплексирования контингента обучающихся (хирурги, терапевты, рентгенологи и др.);
— широкое использование технических средств и технических устройств в целях разгрузки преподавателя от «рутинной » работы и повышения активности учащихся.
Теоретическое обоснование используемых методов и средств обучения, опора на инновационные подходы к развитию системы образования дают возможность говорить о создании технологии обучения, позволяющей повысить качество и эффективность образовательного процесса.
Большинство исследователей сходятся на том, что технология связана прежде всего с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В качестве второго ключевого положения, позволяющего раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, целесообразно рассматривать применение преподавателем соответствующих средств обучения.
Основными признаками технологии обучения можно считать следующие:
1) она всегда направлена на достижение определенных целей;
2) ее применение обязательно ведет к достижению планируемых результатов;
3) она предполагает воспроизводимость учебных процедур, заложенных в ее основу;
4) она предусматривает активное вовлечение обучающихся в учебный процесс;
5) она включает в себя способы организации деятельности обучающихся;
6) содержит диагностические процедуры, позволяющие оценить степень достижения поставленных целей.
На основании вышесказанного под технологией обучения мы будем понимать совокупность методов, средств и приемов обучения, объединенных приоритетными образовательными целями и обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.