Финансовая поддержка студентов: франчайзинговая модель

Как один из методов кредитования студентов франчайзинговая модель подразумевает денежную форму кредитования и товарную форму возврата заемных ссуд. Данная схема финансовой поддержки студентов подразумевает участие третьей заинтересованной стороны — потенциального работодателя, который и оплачивает значительную часть расходов на обучение. Эта часть расходов называется франшизой. Заинтересованность работодателя в участии в подобных проектах объясняется тем, что многие технические факультеты испытывают сложности в процессе обучения из-за отсутствия современного оборудования, необходимого для практической подготовки студентов. И часто проблемой является не только отсутствие средств на его приобретение. Промышленные технологии многих оборонных заводов, предприятий аэрокосмического комплекса имеют высокую степень секретности, некоторые проблемы являются уникальными.

Преимущество франчайзинговой модели заключается в том, что промышленность получает возможность готовить студентов к будущей профессиональной деятельности непосредственно для своих производственных нужд в реальной технической среде. Учебное заведение наиболее естественным образом и без излишних затрат решает вопросы практической подготовки студентов. При этом преподаватели вуза также получают возможность повышать свою квалификацию в процессе работы на производстве, а специалисты предприятий, знакомящие студентов и преподавателей с особенностями конкретных ехнологий, в процессе общения с ними получают возможность расширить общетеоретические познания в своей сфере деятельности. При таком сотрудничестве для учебных заведений снижается острота необходимости инвестировать средства в новейшее оборудование. Промышленность, казалось бы, находится в менее выигрышном положении, так как несет основное бремя расходов на образование. Однако эти дополнительные вложения компенсируются притоком на предприятия хорошо подготовленных работников, меньшими затратами на их доподготовку в начальной стадии работы на фирме и более высоким начальным уровнем производительности молодого персонала.

Одной из первых образовательный франчайзинг начала использовать известная своим высоким технологическим уровнем и ориентацией на военно-промышленный комплекс американская компания «General Motors». Подобный опыт получил также аспространение в Нидерландах и в ряде других стран Западной Европы. При сходстве общего подхода в реализации франчайзинговых моделей, когда студентам единовременно выплачиваются однократно или многократно достаточно крупные суммы, покрывающие часть расходов на образование, конкретные реализации этого метода образовательного кредитования в деталях могут отличаться.

Например, в процессе осуществления эксперимента по проверке франчайзинговой модели в Нидерландах применялась следующая схема. После двух или трех лет обучения в высшем учебном заведении на общих основаниях студенты получают право поступить на оплачиваемую работу на предприятие, с которым вуз имеет соответствующий договор. В течение последующих двух-трехлет студенты, совмещая работу и учебу, завершают курс высшего образования и получают с высокой вероятностью шанс продолжить работу на данном предприятии. В течение второй фазы обучения теоретическая подготовка подгоняется к нуждам индивидуального профессионального выбора студента и запросам работодателя. Эта теоретическая доподготовка может быть получена в вузе, в котором учатся студенты, либо в любом другом месте, где возможно получить требуемую подготовку, которую оплатит фирма — потенциальный работодатель. Таким образом, в рамках эксперимента был создан свободный рынок с элементами конкуренции между поставщиками образовательных услуг. Деятельность работодателей в этом эксперименте вознаграждалась снижением налогов за частичное принятие на себя функций образовательных учреждений. Этот эксперимент продолжается пока в символических объемах — ежегодно на эти программы зачисляются всего несколько десятков студентов. При этом следует отметить, что в Нидерландах до 90% студентов при том или ином содействии со стороны учебного заведения сочетают свою учебу с работой, как правило, связанной с их будущей профессией.

Другие известные варианты франчайзинговой модели, оказывающие финансовую поддержку студенту начиная с первого года обучения, организованы по следующей обобщенной схеме.

На весь период обучения студенту определяется фиксированная сумма франшизы, рассматриваемая как некий субсчет студента, с которого он может снимать деньги при определенных условиях до тех пор, пока они не закончатся. Размещение франшизы на специальных счетах защищает ее от инфляции. Существует два подхода к оплате начала обучения. В первом случае студент может использовать франшизу с самого начала обучения. При втором подходе первую часть франшизы, покрывающую значительную часть стоимости обучения на первом курсе, студент может получить лишь по его успешном окончании. В этом случае затраты в начале обучения полностью покрываются студентами или другими частными лицами, организациями, родителями, банками, очень редко государством и т.д.

По второму варианту, оплатив обучение на первом курсе, студент записывается в группу на предметы, серии лекций, принимается своим будущим потенциальным работодателем на работу (занимающую обычно не более 20 часов в неделю). Если студент успешно сдал экзамены и имеет хорошие результаты на рабочем месте, он может требовать возместить часть своей франшизы по итогам обучения на первом курсе. Более благоприятной считается ситуация, когда предусматривается введение «границы терпения » как предела допустимости. Студенту может быть предоставлено право требовать часть франшизы до сдачи экзаменов и получения оценок, но только в пределах установленного количества набранных им зачетных баллов. Когда студенты берут на себя слишком много обязательств, связанных с учебой, и не справляются с ними, они достигают «предела допустимости » и не могут требовать новых выплат до тех пор, пока не будут сданы экзамены и получены положительные оценки.

Финансовые параметры описываемой схемы можно пояснить следующим условным расчетом.

Примем стоимость затрат на образование и жилье в среднем равной 5000 у.е. в год. Примерно столько же потребуется на поддержание жизнедеятельности (еда, развлечения, транспорт, карманные деньги). Таким образом, стоимость пятилетнего курса составит приблизительно 50 000 у.е. Доля, которую оплачивает непосредственно сам студент, довольно сильно разнится по всему миру. В странах ЕС этот показатель держится на отметке 30—40%. Во франчайзинговой модели эта доля может увеличиться, поскольку в ней учитывается рост способности студентов зарабатывать деньги в течение учебы. Кроме того, в ней может быть заложено повышение стоимости обучения. Если принять, что доля, которую оплачивает студент, составляет 50%, то размер франшизы может быть установлен в 25 000 у.е.

Доля, оплачиваемая с франшизы, обычно выше в начале обучения и постепенно снижается к его окончанию. Это объясняется тем, что студент старших курсов начинает больше зарабатывать и может больше платить за свое обучение. В этих целях франшиза в 25 000 у.е. может быть разделена на пять частей (равных или неравных, по желанию сторон). Доля каждой части в процентном отношении друг к другу может быть установлена, например, следующим образом: за 100% берется часть первого транша и далее по годам обучения от нее устанавливаются выплаты в размере 90,75, 50,25%. В итоге в первый год обучения студент может потребовать возмещение в размере 7350 у.е., во второй — 6617 у.е., в третий — 5514 у.е., в четвертый — 3675 у.е., на последнем — 1837 у.е.

Добавить комментарий