Знание является основным ресурсом в третьем тысячелетии. Развитие общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. В этой связи особое значение приобретает образование, поскольку все эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Важность данной отрасли определяет и основные задачи ее реформирования.
В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В.В.Путина от 5 сентября 2005 г. был разработан приоритетный национальный проект Образование. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Выделены основные направления национального проекта «Образование»: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах; развитие системы профессиональной подготовки в армии.
Показателями конкретного результата политики в области развития национальных проектов образования могут служить и данные социологических опросов населения РФ. Так 3-4 июня 2006 г. ВЦИОМом были проведены интервью 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность — 3,6%. Ситуацию в российском школьном образовании граждане оценивают преимущественно как «удовлетворительную» – 35.0% и «плохую» – 35.0% (в марте 2006 г. – 37% и 36% соответственно). К оценке «хорошо» респонденты прибегали только в 10% случаев (столько же – в мартовском и майском опросах). 21% затруднились оценить положение дел в сфере образования. Для знающих о национальном проекте характерен повышенный негативизм. Таким образом, объявленный национальный проект «Образование» является сверх актуальным для российского общества. Назревшие и даже перезревшие проблемы нашего образования требуют незамедлительного вмешательства и оперативного решения. Успешная реализация данного национального проекта даст мощный стимул в развитии не только образовательной системы, но и в целом оздоровлении российского общества.
Финансирование образовательных проектов
Поскольку ресурсов на все не хватает, то направления выбирались исходя из принципа концентрации ресурсов и эффективности их использования. Предполагается активизировать ключевые факторы в образовании. Федеральная власть этими относительно небольшими финансовыми потоками обозначила приоритеты.
Например, такая знаковая фигура в национальном образовательном проекте, как классные руководители, которые получили дополнительное вознаграждение – тысячу рублей в месяц. Несмотря на то, что сумма небольшая, все это важно. Кстати, благодаря этому шагу государство наконец-то узнало, сколько у него классных руководителей и сколько у него классов, где наполняемость – более 14 человек в сельской местности и более 25 – в городской.
Следующие программы финансирования – 3 000 инновационных школ и 10 000 лучших педагогов. Здесь постарались поддержать практиков-лидеров, то есть те школы, которые являются инновационными площадками, ресурсными центрами на муниципальном или региональном уровнях. Это необходимо для того, чтобы на их базе учились другие.