В последние десятилетия в Европе наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в профессиональном образовании. Укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального образования способствует создание на национальном, региональном и отраслевом уровнях совместных органов/ структур, которые занимаются разработкой и реализацией инициатив как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения. В рамках моделей с ослабленной государственной монополией могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме «профессиональных комитетов » и «отраслевых комитетов», «комитетов по профессиональному обучению » с равным представительством сторон. В рамках государств с доминирующей государственной монополией социальный диалог осуществляется в рамках всевозможных «консультативных советов » или «комиссий ». Основной формой реализации социального партнерства в сфере профессионального обучения на уровне предприятия являются «коллективные договоры », содержащие положения об обучении на производстве, непрерывном образовании и др. Следует подчеркнуть, что возможности координации организационных процессов у социальных партнеров во многих случаях оказываются несравненно выше, чем у государства.
Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, в конечном счете несущее за него ответственность, использует следующие механизмы:
• государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;
• создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;
• предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности;
• государственные дотации на обучение на рабочем месте;
• налоговые льготы предприятиям и т. д.
Для иллюстрации вышеизложенных принципов ниже приведено более подробное описание ряда национальных систем, характеризующих основные модели взаимодействия социальных партнеров.
Социальное партнерство: Нидерланды
По закону «Об образовании и профессиональном образовании и обучении» 1996 г. правительство Нидерландов отвечает за организацию среднего профессионального образования и его финансирование за исключением обучения, предоставляемого компаниями («обучение на рабочем месте »). Закон также предусматривает создание таких социальных структур, как национальные организации профессионального образования и обучения и региональные центры по профессиональному образованию и обучению, которые наделяются правом организации и осуществления профессионального образования и обучения. То есть государство делегирует полномочия в этой области независимым структурам.
Созданы 22 национальные организации (НО) профессионального образования и обучения, которые представляют интересы государства, работников и работодателей и осуществляют взаимодействие между рынком труда и профессиональным образованием. Юридически эти организации действуют в рамках частного права (как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства задачи, определенные законом. Наряду с решением государственных задач они имеют право осуществлять коммерческую деятельность (например, обучение занятого населения по контрактам с компаниями или региональными службами занятости).
Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования. Задачи, которые НО уполномочены решать, дают довольно полное представление о системном и комплексном характере их деятельности. Национальные организации отвечают за:
— формирование содержания профобразования и обучения;
— качество профобразования и обучения;
— разработку курсов для повышения квалификации работников (например, в случае появления нового оборудования);
— изучение потребности в обучении в рамках компаний;
— разработку долгосрочных планов обучения;
— организацию производственного обучения в системе профобразования и обучения; — мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда по секторам (по результатам мониторинга вносятся рекомендации по изменению содержания курсов или введению новых курсов и требований к конечным результатам обучения; изменения или нововведения считаются релевантными, если они внедрены в 40% компаний);
— разработку конечных целей («достижений ») обучения (минимум знаний и умений, т.е. компетенций, необходимых для получения квалификации);
— обеспечение качества итоговой аттестации;
— разработку и обновление системы национальных квалификаций.
Следует подчеркнуть, что участие социальных партнеров в разработке структуры квалификаций является естественной гарантией того, что обучение ведется именно по тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.
Все национальные организации участвуют в разработке стандартов среднего профессионального образования, осуществляя мониторинг развития отрасли и обновление квалификаций и стандартов, а также регулируя содержание квалификаций в данном секторе.