Имеется ли у преподавателей реальная возможность предлагать свои педагогические услуги, используя разные режимы обучения для разных целевых групп? Этот вопрос связан с вопросом индивидуализации обучения. Как реально применить на практике гибкость подхода, о которой шла речь в предыдущей главе, при работе по повышению качества?
Подход, основанный на всеобщем участии в переговорах, предполагает, что все участники процесса защищают свои ценности и точки зрения. Таким образом, получается, что повышение качества — это постоянный процесс адаптации предлагаемых образовательных услуг к потребностям целевой группы учащихся. В свете новейших подходов процесс переговоров видится как один из важнейших в работе по повышению качества.
Описанные нами процессы прежде всего связаны с неопределенностью понятия «качество», для которого нет «единого» определения, но которое представляет собой соотношение между предполагаемым и реальным в том, что касается преподавания. Принимая во внимание такую нечеткость определения, можно выделить четыре этапа работы по повышению качества, которые должны пройти участники процесса (по материалам «Цикл работ по повышению качества Европейской обсерватории качества» —http://www.eqo.info). Для того чтобы сделать эти четыре шага, следует обладать необходимым набором компетенций, который нам хотелось бы обозначить как грамотность в вопросах качества. В него включаются:
• знания о том, как повысить качество, с тем чтобы ориентироваться в вопросе и делать правильный выбор;
• опыт использования инструментов повышения качества;
• способность вводить инновации и вносить изменения, с тем чтобы изменять данные инструменты и концепции, приспосабливая их к конкретной ситуации, или умение создавать новые инструменты;
• способности к анализу для описания собственных потребностей и оценки имеющихся инструментов и концепций.
Для того чтобы создать условия для повышения качества, необходимы участники процесса, обладающие грамотностью в вопросах качества.
Грамотность в вопросах качества