В основе процессов целеполагания и формирования содержания профессиональной подготовки наших студентов лежит деятельностная концепция, согласно которой при определении норм обучения исходным звеном является деятельность (технологическая, конструкторская, управленческая, производственная и т.д.) специалиста, в свете которой изучаются объекты и предметы труда, средства труда, технологические и трудовые процессы, организация труда на производстве. В русле деятельностной концепции разрабатывались квалификационная характеристика и квалификационная модель выпускника, а в соответствии с ними — стандарты ВПО 1-го и 2-го поколений.
Новые требования наукоемких производств привели и к новому определению квалификации специалиста. Если до недавнего времени квалификационная характеристика специалиста предусматривала только перечень знаний и умений, то сейчас в ней речь идет о его компетенции, креативности, коммуникабельности.
Исследователямии С.Е. Шишовым иВ.А. Кальней называется ряд факторов, обуславливающих введение в профессиональное образование компетенций: экономическая неопределенность, оказывающая влияние на необходимость непрерывного повышения уровня образовательной квалификации; изменение организационной структуры производства, ведущее к широкому распространению антропоцентрической системы производства; децентрализация процесса принятия решений, вызывающая необходимость наличия у работников способностей работать самостоятельно, анализировать сложные ситуации и принимать ответственные решения; широкое внедрение компьютерных технологий, замена конвейерно-монтажного производства гибким управляемым компьютером; наличие многих языков и культур, что предполагает основательную подготовку и владение двумя-тремя иностранными языками.
Объектами профессионального развития личности, как отмечают многие авторы, являются ее интегральные характеристики: компетентность, социально-профессиональная направленность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства. Новое понимание квалификации в свете личностно ориентированной концепции профессионального образования уже находит отражение в формирующихся сегодня компетентностных моделях специалиста и в ГОС ВПО 3-го поколения, создающихся на базе этих моделей.
Под профессиональной компетентностью специалиста мы понимаем интегральную характеристику личности специалиста, отражающую уровень профессионально значимых знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для выполнения им должностных функций. С точки зрения работодателя компетенция — это все то, что должен уметь делать работник на его предприятии, т.е. это характеристика (описание) должности. Заметим, что сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных его результатов.
Отметим социально-экономическую значимость нового видения квалификации: высокая профессиональная компетентность специалиста является одним из факторов, сдерживающих отрицательные последствия рыночной экономики.
Наряду со знаниями и умениями, достаточными для выполнения выпускником учебного заведения профессиональных функций, к профессиональной компетентности мы относим знания и умения, которые бы обеспечивали возможности:
• профессионального роста специалиста, связанного с повышением в должности;
• смены профиля производства, отрасли промышленности;
• освоения новой техники и технологии производства при сохранении прежнего места работы;
• результативной творческой деятельности;
• самостоятельного принятия решений в производственных ситуациях;
• правильной оценки своей профессиональной деятельности в системе выполнения трудовых обязанностей совместно с другими людьми, взаимодействия с ними в процессе регулирования своей и их деятельности.