Некоторые аспекты гражданского образования молодежи

Наша страна вступает на путь формирования демократического государства и становления гражданского общества. Успех этого процесса зависит не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях.

Более 70 лет в России существовало монопольное право государства на решение большинства проблем жизнедеятельности каждого гражданина и общества в целом. Роль государства была гипертрофирована, оно брало на себя обязанность обеспечения практически всех потребностей граждан, получая взамен право на распоряжение ресурсами общества и самими гражданами.

В настоящее время в России происходит переход к иной модели общественного устройства, где ответственность государства значительно уменьшается, где публичная власть в целом будет исполнять только те функции, которые не могут эффективно осуществляться самоорганизующимися структурами гражданского общества на принципах индивидуальной и корпоративной ответственности.

ДЛЯ ЭТОГО необходимо, чтобы общество было готово взять на себя ответственность за их реализацию. Между тем сегодня уровень развития гражданского общества недостаточен для решения соответствующих задач. У населения еще сохранилось иждивенческое отношение к власти и государству. Основным инструментом воздействия на ситуацию в обществе большинство граждан все еще считают жалобы и давление на власть, полагая, что вся ответственность за положение дел лежит исключительно на государстве.

Изменение установок граждан потребует времени и целенаправленных усилий, в результате которых у них будет формироваться чувство ответственности за себя и свое окружение, готовность самостоятельно решать большую часть собственных и общественных проблем. Для этого необходимо прежде всего понимать сущность того или иного политического явления, знать пути решения существующих проблем и уметь вступать в социальное партнерство.

В вопросе о формировании потребных знаний, умений и навыков не следует рассчитывать на то, что время научит и придет опыт. Образованием граждан необходимо заниматься специально. При этом гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Оно должно представлять собой целостную систему, охватывающую все сферы деятельности человека и предполагающую использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Гражданское образование — это целенаправленная деятельность, в результате которой гражданин овладевает знаниями и умениями, осваивает ценности, смыслы и механизмы функционирования гражданского общества, приобретает навыки социальной активности, становится граждански компетентным. Гражданское образование предполагает массовое распространение демократических ценностей и создание условий для формирования демократических потребностей, высокой правовой и политической культуры, воспитания толерантности и преодоления ксенофобии.

Особое место в системе гражданского образования занимает система высшего образования. Последняя организационно сложилась и обладает необходимыми ресурсами. Она финансируется государством. Чтобы соответствовать современным потребностям, необходимо в уже существующей системе пересмотреть содержание образования, дополнив его общенаучную направленность более практико-ориентированным, регионально акцентируемым подходом. Выпускники вузов должны обладать знаниями, умениями и навыками для осуществления социального партнерства в целом и конкретно в данном муниципальном образовании, где они учатся и собираются работать. Молодые люди должны понимать особенности местного сообщества, формы своего участия в его делах, свои права и обязанности и т. д.

Взаимодействуя с органами самоуправления на местах в решении разнообразных вопросов, т.е. выходя за рамки своих основных задач, вузы не только расширяют поле социализации для студентов, но и выполняют социальное предназначение — способствуют формированию гражданского общества в регионе, в муниципальном образовании. Иначе вуз отрывается от жизни, его деятельность становится абстрактной, он живет «закрытой» жизнью и исключительно внутренними интересами. Студенты в таких вузах лишены возможности учиться понимать социальные процессы и копить опыт практического участия в них.

Многие исследователи сегодня подчеркивают важность компетентностного подхода для создания воспитательной системы и организации ее деятельности в рамках гражданского образования. Это значит, что гражданская компетентность (готовность и способность граждан активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике) должна рассматриваться как один из важнейших результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых предполагает наличие определенной совокупности способностей:

исследовательская компетентность — способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

компетентность социального выбора — умение осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

компетентность социального действия — способности, связанные с реализацией сделанного выбора, принятого решения;

коммуникативная компетентность — навыки взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

учебная компетентность — умение учиться, связанное с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

В рамках компетентностного подхода к организации гражданского образования необходимо отметить два важных момента:

• во-первых, его реализация не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию;

• во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности » может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, причем компетентность может реализовываться опять же только в деятельности.

Поскольку гражданская компетентность выступает как синтезирующая, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, задача создания условий для ее становления не может быть решена только средствами традиционного образования. Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Важно, чтобы в результате осуществления системы гражданского образования осуществлялся переход от знаний к умениям и навыкам гражданского поведения. Навыки в большей степени формируются в активной деятельности, в практической работе. Это должно стать сущностным аспектом в организации воспитательной системы вуза.

Добавить комментарий