Подготовка специалистов с высшим образованием без отрыва от производства в нашем вузе имеет почти семидесятилетнюю историю, когда в Ленинградском институте инженеров водного транспорта был организован сектор заочного обучения. В 1938 г. сектор заочного обучения был преобразован в факультет заочного обучения, на котором началась подготовка инженерных кадров по тем же специальностям, что и на факультетах очного обучения, а именно по гидротехнической, механизаторской и эксплуатационной. Заочная форма подготовки в институте осуществлялась и в военные годы, правда в весьма ограниченном объеме. Первый выпуск инженеров, подготовленных без отрыва от производства, состоялся в 1946 г.
В послевоенные годы ощущалась большая потребность в инженерных кадрах для водно-транспортной отрасли, что обусловило существенное развитие структуры заочного отделения института. В 1950 г. были образованы учебно-консультационные пункты (УКП) института в Ленинграде и Киеве, а в 1954 г. — в Москве. В конце 50-х годов с целью подготовки кадров высшей квалификации для предприятия водного транспорта Северо-Западного региона созданы УКП в Белоруссии (г. Гомель) и в г. Котласе в параллель с Лимендским речным училищем. К этому времени сложилась такая структура приема в институт, при которой количество студентов, зачисляемых на 1 курс заочного отделения, превышало прием на очное отделение. Это предопределило необходимость дальнейшего совершенствования организационной структуры заочного отделения. Московский и Киевский УКП «переросли» статус консультационных пунктов и были преобразованы в факультеты.
Четыре года спустя Московский факультет преобразован в филиал института (МОФ ЛИВТа). В эти же годы созданы Петрозаводский УКП и опорные учебные пункты заочных факультетов в местах концентрации речников — в городах Архангельске, Пинске, Череповце, а позже — в Петрокрепости (Шлиссельбурге) и Днепропетровске. В 1968 г. создан заочный факультет с учебными пунктами при пароходствах: Северо-Западном речном, Беломорско-Онежском, Северном речном, Верхне-Днепровском Главного управления речного флота Белоруссии.
Таким образом, в 60-е годы в нашем вузе была создана совершенная организационная структура подготовки специалистов для водного транспорта без отрыва от производства, главной целью которой было приближение мест обучения к месту работы и проживания работников отрасли. Такая система обучения имела весьма важное социальное значение (студенты-заочники не отрывались не только от производства, но и от семей), а также позволила существенно повысить качество обучения, приблизив заочную форму к очной за счет организации учебного процесса в вечернее (послерабочее) время, тем самым предоставив возможность более тесного контакта студентов с преподавателем.